ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.  

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

 

«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

  В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Применительно к детскому саду проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

 Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательной деятельности, при которой воспитанники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:

- по продолжительности (краткосрочные (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год);

-  по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные);

- по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов;

В практике работы современного дошкольного учреждения в настоящее время используют следующие виды проектов:

Исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.                                                

Ролево–игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательной деятельности детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

   Структура проекта:

-Тема.

-Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

-Возраст детей.

-Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

-Методологическая база проекта 

-Цель проекта.

-Задачи проекта.

-Этапы реализации

В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:

I. Подготовительный этап

II. Организация проектирования     

III. Проектирование

IV. Презентация

Первый этап. Педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Второй этапНа этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап. Педагог по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этапПедагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

    ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ

по программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 65 «Колосок» Старооскольского городского округа «ГАРМОНИЯ СОЗИДАНИЯ»

Презентация "Портфель проектов"
Презентация2 (1).pdf
Adobe Acrobat Document 810.5 KB

«Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)

приказ_УО_внедрение_БУ_ДОУ.pdf
Adobe Acrobat Document 212.9 KB

"Создание электронного портфолио педагогов ДОУ"

Презентация.pdf
Adobe Acrobat Document 371.5 KB

"Внедрение правильной технологии приема пищи обучающимися образовательных организаций Старооскольского городского округа"

Паспорт проекта технология пищи.pdf
Adobe Acrobat Document 465.0 KB
Распоряжение по проекту Технология приём
Adobe Acrobat Document 612.1 KB
Процессная модель
Процессная-модель МБДОУ ДС №65.pdf
Adobe Acrobat Document 318.0 KB